м. Пушкинская, Тверская 18 корпус 1, офис 740

+7 (495) 966-13-17
+7 (919) 999-13-34

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

картинка

Налоговый и бухгалтерский учет в строительстве достаточно сложен. Ведь организация может выступать как подрядчик или застройщик, так и инвестора. Как и на предприятиях других сфер деятельности, учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и учетной политикой. Основным элементом нормативного регулирования в данном случае выступает ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденное приказом Минфина от 20 декабря 1994 г. № 167 (далее – ПБУ 2/94). При формировании учетной политики необходимо учесть : строительная организация может выступать и в роли застройщика (заказчика) или инвестора, и в роли подрядчика. Причем в каждом случае учет расходов на строительство разный.

Возникли вопросы?

Наши специалисты проконсультируют вас по любому из них

В соответствии с ПБУ 2/94 подрядчик осуществляет учет затрат по каждому объекту с начала выполнения договора на строительство до времени его завершения и передачи застройщику. До момента сдачи заказчику всего построенного объекта указанные затраты отражаются в составе незавершенного производства.

Если строительная организация выступает в качестве застройщика, то учет затрат, связанных со строительством, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании строительства и оформления прав на объект недвижимости стоимость объекта списывается проводкой

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Когда организация является инвестором и планирует в дальнейшем реализовать построенный объект, то учет расходов по его возведению ведется на счете 20 «Основное производство». По окончании строительства стоимость объекта списывается на счет 43 «Готовая продукция», а его реализация отражается в общеустановленном порядке.

У подрядчиков или субподрядчиков учет таких расходов должен быть организован на счете 20 «Основное производство» в разрезе каждого заказчика и возводимого объекта. На данных аналитических счетах, открытых к счету 20 «Основное производство», будут отражаться прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением договора. В соответствии с пунктом 11 ПБУ 2/94 данные затраты могут быть связаны с использованием в процессе строительства материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.

У подрядчика до момента заключения договора на строительство с заказчиком могут возникать расходы, связанные с его заключением. Например, подрядчик мог принимать участие в тендере и т.п. В случае, если эти расходы могут быть выделены, и существует уверенность, что договор будет заключен, их можно до заключения договора учитывать в составе расходов будущих периодов — на счете 97. После заключения договора указанные расходы могут быть списаны по графе.

Дебет 20 Кредит 97 — списаны расходы будущих периодов.

В то же время пункт 12 ПБУ 2/94 допускает, что данные расходы могут учитываться как текущие в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В этом случае их следует отразить по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Выбор одного из возможных вариантов должен быть закреплен в учетной политике.

Списание НИР и ОКР в учете необходимо отражать проводкой:

Дебет 20 Кредит 04 – начислена амортизация по объекту нематериальных активов.

При этом счет 05 «Амортизация нематериальных активов» остается незадействованным.

В налоговом учете расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки включаются равномерно в состав прочих расходов в течение одного года. Однако списывать подобным образом свои затраты на НИОКР можно только при условии их использования в производстве и при реализации товаров с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором такие исследования были завершены (п. 2 ст. 262 НК). Правда, здесь есть еще один нюанс, при несоблюдении которого налоговики могут придраться к оформлению подтверждающих документов. Дело в том, что многие по итогам выполнения проектных работ получают от их исполнителей «Акт об оказании услуг», что неверно, они должны оформлять «Акт приемки-сдачи выполненных работ» с указанием характеристики, отчета или документации, содержащей материалы исследований.

Задать вопрос

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчёт стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.